Кандидату в депутаты

Все кандидаты в депутаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Кандидат в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания.

Перечень действий, которые можно квалифицировать в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения, содержится в части второй статьи 73 Избирательного кодекса. В соответствии с названной нормой к нарушениям относятся:
 •  привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, для осуществления в рабочее время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию (распространяется на организации всех организационно-правовых форм);
 •  использование помещений, занимаемых государственными органами, организациями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты в депутаты, обратившиеся по такому же вопросу, не могут использовать эти помещения на аналогичных условиях;
 •  использование телефонной и иных видов связи, оргтехники, предназначенных для обеспечения функционирования государственных органов, организаций, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию (не распространяется на лиц, пользующихся средствами связи в соответствии с законодательством Республики Беларусь о государственной охране);
 •  бесплатное или на льготных условиях использование транспортных средств, находящихся в государственной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию (не распространяется на лиц, пользующихся транспортом в соответствии с законодательством Республики Беларусь о государственной охране);
 •  проведение сбора подписей избирателей, предвыборной агитации в ходе служебных командировок (распространяется на организации всех организационно-правовых форм).

При совершении любого из вышеперечисленных действий территориальная, окружная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата.

Кандидат в депутаты может иметь до 5 доверенных лиц, для регистрации которых необходимо подать в соответствующую территориальную, окружную комиссию письменное заявление. Доверенным лицом может быть гражданин, обладающий избирательным правом.

Доверенным лицом кандидата не может быть:
 •  член Центральной комиссии;
 •  член территориальной, окружной, участковой комиссии, в которых он представляет кандидата в депутаты;
 •  другой кандидат в депутаты.

Территориальная, окружная комиссия в трехдневный срок со дня поступления заявления регистрирует доверенных лиц и выдает им удостоверения.

Доверенные лица помогают кандидату в депутаты в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за его избрание, представляют интересы кандидата во взаимоотношениях с государственными органами, общественными объединениями, избирателями, а также в избирательных комиссиях.

Освобождение доверенных лиц от выполнения трудовых (служебных) обязанностей (предоставление трудового отпуска или отпуска без сохранения заработной платы) в связи с проведением агитационных мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. Они выполняют свои функции добровольно.

Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в соответствующую комиссию выданное ему удостоверение и уведомив об этом кандидата.

Кандидат в депутаты вправе в любое время до дня выборов отозвать доверенных лиц (лицо), уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.

При выбытии доверенных лиц (лица) кандидат в депутаты вправе обратиться в территориальную, окружную комиссию с заявлением о регистрации других граждан доверенными лицами.

Для финансирования расходов по предвыборной агитации кандидаты в депутаты могут создавать собственные избирательные фонды.

Порядок открытия, ведения и закрытия специального избирательного счета, возврата денежных средств, отчетности о поступлении и расходовании средств избирательного фонда, урегулирован в Положении об избирательном фонде кандидата в депутаты местного Совета депутатов Республики Беларусь двадцать восьмого созыва, утвержденном постановлением Центральной комиссии от 12 декабря 2017 г. №48.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты

областного, Минского городского Совета депутатов 30 базовых величин
(735 рублей)
районного, городского (города областного и районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов 10 базовых величин
(245 рублей)

Пожертвования в избирательный фонд кандидата вправе вносить:
1) кандидат, который может полностью сформировать фонд за счет собственных денежных средств;
2) гражданин Республики Беларусь, гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Республике Беларусь. Максимальный размер пожертвования составляет 2 базовые величины (49 рублей);
3) юридическое лицо. Максимальный размер пожертвования составляет 5 базовых величин (122,50 рубля).

Вносить денежные средства в избирательный фонд кандидата в депутаты не вправе (часть четвертая статьи 481 Избирательного кодекса):
1) иностранные государства и организации;
2) иностранные граждане и лица без гражданства;
3) международные организации;
4) организации, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются иностранные государства, иностранные организации, международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства;
5) организации, получавшие в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования, иностранную безвозмездную помощь от иностранных государств, иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также от анонимных жертвователей, если полученная организациями помощь не была обратно возвращена или в случае невозможности возврата не была перечислена (передана) в доход государства до дня внесения пожертвования в избирательные фонды;
6) граждане Республики Беларусь, не достигшие 18 лет;
7) государственные органы и органы местного самоуправления;
8) организации, полностью или частично финансируемые из бюджета;
9) организации, зарегистрированные в установленном порядке менее чем за один год до дня внесения пожертвования;
10) благотворительные и религиозные организации;
11) анонимные жертвователи.

Для формирования собственного избирательного фонда кандидат в депутаты после регистрации его соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией вправе открыть в подразделении открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк» специальный избирательный счет.

Для открытия специального избирательного счета в подразделение банка представляются следующие документы:
 •  заявление об открытии специального избирательного счета;
 •  копия решения окружной, территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты, заверенная председателем комиссии;
 •  документ, удостоверяющий личность: паспорт гражданина Республики Беларусь, вид на жительство в Республике Беларусь для гражданина Российской Федерации;
 •  удостоверение представителя кандидата по финансовым вопросам, выданное соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией (в случае открытия счета представителем кандидата по финансовым вопросам).

Кандидату в депутаты необходимо в двухдневный срок со дня открытия счета представить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую его, информацию о реквизитах своего специального избирательного счета.

Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшему его кандидату и представителю кандидата по финансовым вопросам.
Регистрация представителя кандидата по финансовым вопросам осуществляется территориальной, окружной комиссией на основании заявления кандидата в депутаты в трехдневный срок со дня поступления этого заявления. Представителю выдается соответствующее удостоверение, которое действительно при представлении документа, удостоверяющего личность.

Кандидат имеет право в любое время отозвать представителя по финансовым вопросам, письменно сообщив об этом в территориальную, окружную комиссию, а также в подразделение банка, в котором открыт специальный избирательный счет.

Средства избирательного фонда кандидата в депутаты имеют целевое назначение и могут использоваться на оплату расходов, непосредственно связанных с проведением предвыборной агитации, в том числе на оплату:
 •  аренды зданий и помещений, оборудования, транспортных расходов, услуг связи;
 •  изготовления агитационных печатных материалов, эфирного времени и места для публикации в средствах массовой информации и на информационных ресурсах (их составных частях), размещенных в сети Интернет;
 •  консультационных и агитационных работ (услуг);
 •  канцелярских товаров;
 •  других расходов, связанных с предвыборной агитацией.

Кандидат в депутаты обязан представлять в территориальную, окружную комиссию финансовые отчеты со следующей периодичностью: первый финансовый отчет – с 3 по 7 февраля 2018 г. включительно; итоговый финансовый отчет – не позднее 22 февраля 2018 г..

Агитационный период начинается со дня регистрации кандидата в депутаты и прекращается в ноль часов дня выборов. Агитация в день выборов запрещается.

Формы предвыборной агитации:
 •  изготовление и распространение агитационных печатных материалов;
 •  проведение встреч с избирателями в помещениях;
 •  агитационные массовые мероприятия (собрания вне помещений, пикетирование, митинги);
 •  выступления в средствах массовой информации;
 •  иные формы, не запрещенные законодательством.

Финансирование расходов по предвыборной агитации осуществляется за счет средств собственного избирательного фонда каждого кандидата. Подробную информацию о порядке создания собственного избирательного фонда кандидата Вы можете найти в подразделе «Избирательный фонд» раздела «Кандидату в депутаты».

Кандидаты в депутаты и их доверенные лица, являющиеся журналистами либо должностными лицами средств массовой информации, не вправе вести теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.

Предвыборная программа кандидата в депутаты

Кандидат в депутаты имеет право выступать с программой своей будущей деятельности, содержание которой определяется самим кандидатом.

Программа кандидата не должна содержать:
 •  пропаганды войны;
 •  призывов к насильственному изменению конституционного строя;
 •  призывов к нарушению территориальной целостности Республики Беларусь;
 •  призывов к социальной, национальной, религиозной и расовой вражде;
 •  призывов, побуждающих или имеющих своей целью побуждение к срыву или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
 •  оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики Беларусь;
 •  оскорблений и клеветы в отношении других кандидатов в депутаты.

При нарушении перечисленных требований территориальная, окружная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата.

Ограничения при проведении предвыборной агитации

Запрещается агитация, при проведении которой:
 •  осуществляется пропаганда войны, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
 •  раздаются денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводится льготная распродажа товаров, бесплатно предоставляются любые услуги и товары, за исключением агитационных печатных материалов, специально изготовленных с соблюдением требований Избирательного кодекса для избирательной кампании.

Запрещается агитация за кандидата в депутаты, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.

При нарушении требований к проведению предвыборной агитации территориальные, окружные комиссии принимают меры по пресечению нарушений, а также вправе отменить решение о регистрации кандидата.

Призывать к срыву, отмене или переносу срока выборов не вправе все участники избирательной кампании. Несоблюдение указанного требования является административным правонарушением.

Условия выпуска и распространения печатных агитационных материалов

Для предвыборной агитации кандидаты в депутаты вправе изготавливать агитационные печатные материалы (плакаты, листовки и другие материалы) за счет средств собственных избирательных фондов.

Изготовление агитационных печатных материалов производится на территории Республики Беларусь и только после предварительной оплаты из средств избирательного фонда кандидата.

Агитационные печатные материалы должны содержать следующие выпускные данные:
1) наименование и адрес организации (индивидуального предпринимателя), изготовившей печатные материалы;
2) номер и дату выдачи свидетельства о государственной регистрации изготовителя печатных изданий;
3) тираж и номер заказа;
4) фамилию и инициалы заказчика.

Распространение анонимных агитационных печатных материалов запрещается.

Один экземпляр агитационных печатных материалов (копия) до распространения представляется в соответствующую территориальную, окружную комиссию.

Решениями местных исполнительных и распорядительных органов на территории каждого участка для голосования выделены специальные места для размещения агитационных печатных материалов.С данными решениями можно ознакомиться на официальных интернет-сайтах местных исполнительных и распорядительных органов.

Размещение агитационных печатных материалов в иных местах может осуществляться с разрешения руководителя соответствующей организации. В случае если руководитель организации разрешил размещение в организации агитационного печатного материала одному кандидату, он не вправе отказать другому кандидату в размещении агитационного печатного материала на тех же условиях.

Проведение встреч с избирателями. Предвыборные собрания, организуемые избирателями

Кандидаты в депутаты проводят встречи со своими избирателями на собраниях или в другой удобной для избирателей форме. По взаимной договоренности кандидатов могут проводиться совместные встречи с избирателями.

Местный исполнительный и распорядительный орган своим решением определяет помещения для проведения встреч кандидатов в депутаты с избирателями, а также для предвыборных собраний, организуемых избирателями. Решения со списками помещений размещены на официальных интернет-сайтах районных, городских исполнительных комитетов.

Указанные помещения для проведения встреч предоставляются бесплатно в порядке очередности поступления заявлений кандидатов в депутаты, их доверенных лиц, избирателей.

Заявления необходимо подать в соответствующие территориальные, окружные комиссии не позднее чем за два дня до предполагаемой даты проведения мероприятия.

В заявлении о предоставлении помещения указываются:
1) место (места) проведения встречи, собрания;
2) дата, время начала и окончания мероприятия;
3) фамилия, имя, отчество заявителя;
4) сведения о месте жительства заявителя и номер его телефона;
5) дата подачи заявления.

При невозможности предоставить помещение на указанные в заявлении дату и время соответствующая избирательная комиссия не позднее чем на следующий день после получения заявления сообщает об этом заявителю и предлагает другие дату и время проведения встречи, собрания.

Территориальные, окружные комиссии информируют избирателей о проведении встреч с кандидатами в депутаты, а также о проведении предвыборных собраний, организуемых избирателями, в местных газетах, на интернет-сайтах местных исполнительных и распорядительных органов и иным удобным способом.

Кандидаты в депутаты вправе за счет средств собственного избирательного фонда арендовать здания и помещения для проведения встреч с избирателями.

Проведение массовых мероприятий

Проведение массовых мероприятий в уведомительном порядке

Кандидаты в депутаты, их доверенные лица для осуществления предвыборной агитации могут проводить в уведомительном порядке массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) в местах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с соответствующими территориальными, окружными комиссиями. Решения об определении мест для проведения таких мероприятий размещены на официальных интернет-сайтах районных, городских исполнительных комитетов.

Для организации массового мероприятия кандидат в депутаты, доверенное лицо кандидата направляет уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется его проведение (в г. Минске уведомление направляется в Минский городской исполнительный комитет), не позднее чем за два дня до предполагаемой даты проведения мероприятия.

В уведомлении указываются:
1) форма массового мероприятия;
2) место (места) его проведения;
3) дата, время начала и окончания мероприятия;
4) фамилия, имя, отчество заявителя;
5) сведения о месте жительства заявителя и номер его телефона;
6) дата подачи уведомления.

Если в местный исполнительный и распорядительный орган ранее поступило уведомление от другого кандидата в депутаты, доверенного лица о проведении в том же месте и в то же время массового мероприятия и отсутствует договоренность о проведении совместного массового мероприятия, то местный исполнительный и распорядительный орган обязан не позднее чем на следующий день после получения уведомления довести до сведения заявителя предложение об изменении места и (или) времени проведения массового мероприятия.

Массовые мероприятия могут проводиться с 8 до 22 часов.

Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан при проведении массового мероприятия возлагается на местный исполнительный и распорядительный орган и органы внутренних дел. Кандидаты, доверенные лица кандидатов обязаны содействовать обеспечению общественного порядка.

Проведение массовых мероприятий в разрешительном порядке

В период выборов массовые мероприятия с целью предвыборной агитации могут также проводиться в разрешительном порядке в следующих случаях:
 •  если они организуются кандидатами в депутаты либо их доверенными лицами в местах, не относящихся к местам проведения массовых мероприятий в уведомительном порядке;
 •  если они организуются иными лицами.

Такие мероприятия проводятся в соответствии с законодательством о массовых мероприятиях. Заявление о проведении массового мероприятия подается в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

Выступления кандидатов в депутаты по радио

Порядок использования государственных радиовещательных средств массовой информации для предвыборных выступлений кандидатов в депутаты предусмотрен постановлением Центральной комиссии от 12 декабря 2017 г. №46.

Кандидат в депутаты областного, Минского городского, районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов имеет право на одно бесплатное выступление по местному радио продолжительностью не менее 3 минут.

Кандидат в депутаты
Эфир
Минского городского Совета депутатов радиостанция «Радио-Минск»
Минского областного Совета депутатов радиостанция «Минская волна»
Брестского, Витебского, Гомельского, Гродненского, Могилевского областных Советов депутатов радиопрограммы областных телерадиокомпаний
районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов районные, городские радиопрограммы радиовещательных СМИ, учредителями которых являются местные представительные, исполнительные и распорядительные органы, а в случае отсутствия таких программ – областные радиопрограммы

Выступления кандидатов в депутаты будут транслироваться по рабочим дням в период с 22 января по 12 февраля 2018 г. с 18.00.

Дата и очередность выступлений кандидатов в депутаты определяется в соответствии с результатами жеребьевки, проведенной территориальными, окружными избирательными комиссиями после регистрации кандидатов.

При проведении жеребьевки избирательная комиссия информирует кандидата в депутаты (его представителя) о дате, времени и месте записи выступления. Радиовещательные средства массовой информации после проведения записи сообщают кандидатам в депутаты о времени выхода в эфир их выступлений.


Эфирное время, не использованное полностью или частично по вине кандидата в депутаты, вновь ему не предоставляется.