Главная  /  Экспертное сообщество
Статьи
12.02.2024

Татьяна Корень - член Научно-экспертного совета при ЦИК, заместитель декана по воспитательной работе факультета экономики и права учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова», кандидат юридических наук, доцент 

При проведении выборов всех уровней в единый день голосования важен голос каждого. Одной из задач является обеспечение доступности на избирательные участки лиц с ограниченными физическими возможностями, что является предварительным условием участия указанных лиц в выборах, соблюдением и реализацией принципов всеобщего и равного избирательного права. Об этом неоднократно заявлялось ЦИК Республики Беларусь.

Создание безбарьерной среды на избирательных участках актуально не только для инвалидов, которых сегодня более 500 тысяч человек, но и для пожилых людей, людей, ослабленных физически, и др. Безбарьерная среда создается вне зависимости от наличия или отсутствия таких лиц среди избирателей конкретного округа.  Для этого участковым избирательным комиссиям предоставляются помещения для проведения голосования преимущественно на первых этажах, по возможности, оборудованные пандусами, поручнями и другими приспособлениями для безбарьерного доступа, кнопкой вызова и т.п.  

Для участия в голосовании лиц с ограниченными физическими возможностями в нашей стране создаются следующие дополнительные условия: 
  • для голосования инвалидов-колясочников, лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, избирателей, которым в силу возраста и состояния здоровья удобнее заполнять бюллетень сидя,  оборудуются в помещении для голосования столы, оснащенные перегородками (ширмами) для обеспечения тайны голосования, либо кабины большего размера с подставкой для заполнения бюллетеня на высоте не более 80 см;
  • в дни голосования организуется дежурство из числа волонтеров, в том числе членов БРСМ,  в зданиях, где расположен участок для голосования, для оказания необходимой помощи  лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • организуется работа по выявлению желания пожилых граждан, людей с инвалидностью и иных лиц с ограниченными физическими возможностями проголосовать по месту нахождения или в помещении для голосования; 
  • избиратели могут сами обратиться в свою избирательную комиссию с  просьбой проголосовать по месту нахождения (жительства) в устной или письменной форме. Официального подтверждения причин невозможности прийти в помещение для голосования при этом не требуется. Избиратели могут обратиться с такой просьбой в день выборов в любое время после образования участковой комиссии, а в день голосования не позднее чем за два часа до истечения времени голосования. Согласно ст. 54 Избирательного кодекса Республики Беларусь    для  организации такого голосования  в участковой комиссии должны быть  переносные ящики для голосования;
  • для слабовидящих и незрячих избирателей по возможности обеспечивается наличие увеличительного стекла, лупы, трафаретов для самостоятельного заполнения бюллетеней, предоставляются разъяснения и оказывается необходимая помощь.
Согласно ч. 4 ст. 52 Избирательного кодекса Республики Беларусь избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в депутаты, их доверенных лиц, а также лиц, указанных в частях 5-6 ст. 13 Избирательного кодекса Республики Беларусь.

Не остается без внимания и обеспечение информационной доступности для лиц с ограниченными физическими возможностями, так, для граждан с нарушением слуха государственные телевизионные СМИ, ответственные за трансляцию предвыборных выступлений, обеспечивают сопровождение выступлений субтитрами или переводом на жестовый язык. Официальные сайты ЦИК Республики Беларусь, государственных органов имеют версии для слабовидящих. 

Все вышеуказанное свидетельствует о заботливом отношении государства к лицам с ограниченными физическими возможностями, обеспечении их активного участия в политической жизни страны, соблюдении их избирательных прав, соответствии белорусского законодательства в части доступности реализации права на участие в голосовании международным стандартам и Конвенции ООН о правах инвалидов.